Справка

Содержание

О диагностическом комплекте “Школьный старт”

«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению

Начало школьного обучения и в сознании родителей будущего первоклассника, и в сознании педагогов (как ДОУ, так и начальной школы) традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли учеба его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумываются и педагоги. Для педагогов ДОУ – это вопрос собственной профессиональной успешности (cмог ли я сделать все для того, чтобы ребенок был успешным в школе? что еще я могу сделать для того, чтобы помочь ребенку быть более успешным в школе?). Для педагога школы – это беспокойство за качество обучения (смогут ли дети научиться всему, чему нужно?). Эти вопросы особенно актуальны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижение не только предметных, но и метапредметных  и личностных образовательных результатов. Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ребенку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.

И родители, и педагоги, беспокоясь о готовности ребенка учиться, возлагают свои надежды на психолога, его профессиональные знания. В качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. Почему так? И правильно ли это? На первый вопрос ответить несложно. Термин «готовность» по отношению к первоклассникам традиционно дополняется определением «психологическая». Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность или неуспешность с точки зрения различных параметров развития. В арсенале психолога имеется набор диагностических инструментов для оценки различных сторон такой готовности: мотивации, личностной зрелости, уровня интеллектуального и сенсомоторного развития, сформированности произвольности и т.д.

По результатам диагностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологической готовности. Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, а в ряде случаев – психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные занятия, которые позволяют развить те или иные психические процессы.

Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. И это очень хорошо. Это говорит о том, что нам небезразличен каждый ребенок, его самочувствие, его личная успешность. Но вся ли «правда о готовности» ребенка к обучению содержится в традиционном комплексе показателей психического развития? Не упускаем ли мы чего-то очень важного, что может помешать даже психологически готовым к школе детям успешно адаптироваться к процессу обучения и получать качественное образование? Вопрос понятен каждому практику – и педагогу, и психологу. Периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно.

В чем причина: некачественно провели диагностику? Или упустили что-то важное? Нам представляется, что одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не предлагает оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «стартовой готовностью».

Стартовая готовность — это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения) и личностных характеристик, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые готовит для него педагог.

Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Все это создается педагогом для того, чтобы лучше научить. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов обучаться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на стартовом уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях, как мы бы сказали по отношению к школьнику, метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность.

Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. В таблице 1 дана их сравнительная характеристика.

Таблица 1. Сравнительный анализ педагогической и психологической готовности ребенка к школьному обучению

Параметр сравнения

Психологическая готовность

Стартовая готовность

1. Содержание понятия

Совокупность показателей развития, свидетельствующих о зрелости или незрелости основных психологических и психофизиологических процессов

Совокупность умений и личностных характеристик, свидетельствующих о наличии у ребенка возможности и готовности обучаться в специально создаваемых для этого образовательных ситуациях

2. Кем изучается и оценивается

Изучается и оценивается психологом

Изучается и оценивается педагогом ДОУ в конце апреля или учителем начальной школы на 2-3 неделе обучения

3. Направления использования результатов

Коррекционно-развивающая работа с ребенком, рекомендации педагогу по построению индивидуальной работы

Учет полученных данных при создании индивидуальной траектории развития каждого ребенка, внесении корректировок в рабочую программу педагога ДОУ или педагога начальной школы, проектирования темпа прохождения программы, планировании индивидуальных или групповых занятий (уроков)

 

При совместном применении и взаимосвязанном анализе результатов диагностики психологической и стартовой готовности у взрослых, обучающих и сопровождающих развитие ребенка, появляется возможность максимально настроить образовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной системы.

Но если диагностика психологической готовности хорошо разработана и на теоретическом, и на инструментальном уровнях, то педагогическая диагностика стартовой готовности скорее является «фигурой речи», чем конкретным профессиональным инструментом. Нами предпринята попытка разработки и описания программы педагогической диагностики стартовой готовности. С помощью этой программы можно оценить то, насколько ребенок способен к обучению в первом классе.  Предлагаемые рекомендации могут быть важным инструментом для педагогического анализа и проектирования образовательной ситуации в ДОУ или в первом классе.

Общая характеристика педагогической диагностики стартовой готовности

В самом общем виде назначение данной программы (ее цель) - получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат первого класса.

Данная информация может быть использована педагогом ДОУ для того, чтобы:

1) индивидуализировать процесс подготовки к обучению в первом классе, работая на решение задач, важных для конкретного ребенка;

2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет индивидуализации программы работы (по темпам и содержанию);

3) в случае необходимости объединить усилия специалистов ДОУ (педагог, психолог, дефектолог) и членов семьи ребенка для решения образовательных задач;

4) способствовать преемственности в работе с детьми (ДОУ-школа) за счет информирования педагогов первого класса о результатах диагностики «Школьный старт» и реализованной программе работы, а также за счет совместной с учителем постановки задач.

Учитель первого класса может использовать информацию для того, чтобы:

1) создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, для выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию начальной школы;

2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;

3) скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;

4) спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым ребенком;

5) в случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов).

Предлагаемые нами критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Для развивающего обучения и современных ФГОС базовым является положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом ребенком уровне. Мы говорим не столько о зрелости тех или иных психических процессов, необходимых для учения, сколько о том, что на их основе должны сформироваться определенные умения. Подчеркнем, что не всегда можно поставить знак равенства между уровнем психологической зрелости ребенка и его готовностью обучаться, так как психологические предпосылки успешного обучения могут уже сформироваться, а конкретные умения - нет. Если умения не сформированы предыдущим опытом развития ребенка, педагогу необходимо будет потратить время и организовать специальные ситуации для того, чтобы развить эти базовые умения у ребенка самому или обратиться за помощью к специалисту (например, психологу). Сумму этих умений составляет инструментальный компонент стартовой готовности к систематическому обучению. Он отражает, в какой мере ребенок обладает специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность освоения учебной деятельности ребенка.

Схема 1. Диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению: основные параметры

Не менее важны показатели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готовности, особенно важны в начале обучения. Вместе с тем они являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Таблица 2. Показатели стартовой готовности

 

Показатель

Инструментальный
компонент

1. Умение устанавливать отношения типа «род – вид» между понятиями

2. Умение устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями

3. Умение выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи

4. Умение обнаруживать существенные признаки понятий в образных изображениях объектов

5. Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации

6. Умение устанавливать количественные отношения типа «больше – меньше»
между объектами

7. Умение выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии
с поставленной задачей

8. Умение оперировать информацией с помощью слов и знаков

9. Умение подводить под понятие реалистичное изображение объекта

10. Умение видеть закономерности в изучаемой информации

11. Умение соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия

12. Умение следовать инструкции, состоящей из нескольких шагов

13. Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении
учебного задания

Личностный компонент

14. Позитивное эмоционально-ценностное отношение к школьной жизни

15. Мотивационная готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности

 

Основная процедура, которую мы предлагаем для определения уровня стартовой готовности ребенка, - это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь. При разработке каждого диагностического задания и тетради в целом мы исходили из следующих важных принципов:

1. Один показатель - одно задание. Это необходимо для того, чтобы по результатам выполнения можно было точно судить о сформированности того или иного умения. Число заданий соответствует числу показателей. Исключение составляют задания №3 и №10, которые используются для диагностики сразу двух умений.

2. Предметный характер заданий. Так как речь идет об умениях, которые должны в последующем проявляться в ходе учебной деятельности ребенка, диагностические задания для их выявления носят не абстрактный или житейский, а предметно-учебный характер. Часть из них непосредственно взята из учебников первого класса или создана по аналогии.

3. Образный уровень предъявления информации. Все инструкции зачитывает вслух взрослый. Ребенку предлагаются такие виды работы со стимульным материалом, которые не предполагают самостоятельного чтения или письма. Если ребенок умеет читать, он делает это одновременно со взрослым.

4. Одна страница — одно задание. Для того чтобы облегчить восприятие ребенком стимульного материала, разные задания расположены на отдельных страницах.

5. Групповое предъявление диагностических заданий. Данная диагностика разработана с расчетом на то, что задания будут предъявляться группе детей (классу или группе) в определенном темпе, выбранном педагогом. В случае если у некоторых детей возникнут сложности с выполнением заданий в группе, им будет предоставлена возможность доделать их в индивидуальном порядке. Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио ребенка.

Для организации диагностической работы разработаны:

- рабочая тетрадь учащихся (купить: http://idfedorov.ru/catalog/one/item=532);

- методические рекомендации для педагога, в которых подробно изложена вся процедура проведения и обработки результатов, даны рекомендации по проведению отдельных диагностических заданий (купить:
http://idfedorov.ru/catalog/one/item=533); 

- инструментарий обработки данных диагностики - АИС "Школьный старт" (перейти: http://start.idfedorov.ru).